Бтр-40

Бтр-40 (ГАЗ-40) — советский лёгкий бронетранспортер. Был разработан в ОКБ ГАЗ в 1947—1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР.  

Бтр-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра. Использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.

Серийное производство Бтр-40 осуществлялось заводом ГАЗ с 1950 по 1960 год. Всего было выпущено около 8500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортёра и лёгкой пулеметной ЗСУ. Бтр-40 использовался Советской Армией в 1950-1960-х годах. Окончательно был снят с вооружения ВС РФ лишь в 1993 году.

Бтр-40 также активно поставлялся на экспорт, по меньшей мере в 18 государств, как партнёрам СССР по ОВД, так и третьим государствам, и использовался во многих локальных конфликтах. Хотя по состоянию на 2010 год большинство бронетранспортёров этого типа были сняты с вооружения, ряд государств продолжает использовать машины этого типа.

История создания. В 1947 году группа инженеров ОКБ спецмашин Горьковского автозавода под руководством В. А. Дедкова разработала «проект 141» колёсной бронированной машины (бронетранспортёра) ГАЗ-40 с несущим корпусом 6-мм — 8-мм бронирования (производства Муромского паровозоремонтного завода) с использованием агрегатов массового полноприводного (4 × 4) грузовика ГАЗ-63. Колёсная база на ГАЗ-40 была укорочена до 2,7 м, в подвеске применены дополнительные гидроамортизаторы, применён форсированный до 78 л.с. двигатель ГАЗ-40 (на базе ГАЗ-11), обеспечивший 5,3-тонной машине удельную мощность 14,7 л.с./т и максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортёр оснащался лебёдкой, радиостанцией и штатным станковым 7,62-мм пулемётом Горюнова (СГ-43).

Экипаж Бтр-40 составлял два человека, вход и выход которых осуществлялся через боковые бронедверцы. В боевом отделении помещались 8 десантников с личным вооружением, которые могли вести огонь через бойницы в бортах. Они садились в машину через заднюю двустворчатую дверь, а покидать её в бою могли как через дверь, так и через борта. В 1956 году появился Бтр-40В, оснащённый централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарного типа. Он также оснащался фильтровентиляционной системой, позволившей применять Бтр-40В в условиях химической и бактериологической войны. По итогам событий 1956 года в Венгрии, где экипажи открытых сверху БТРов страдали от огня с верхних этажей зданий, в 1958 году была создана полностью закрытая модификация Бтр-40Б с четырьмя бронелюками в крыше.

На фото представлен Бтр-40 отреставрированный коллективом реконструкторов под руководством Тягунова Станислава Викторовича